Установка УОС на автомобили
- Электронная педаль – 28000 руб
- Механическая педаль – 42000 руб
Кому необходим УОС
В рамках этой статьи постараемся разъяснить кому, на что и по какой
причине необходима установка устройства ограничения скорости транспортного
средства. В обязательном порядке должны оборудоваться устройством ограничения
скорости следующие типы транспортных средств:
-
Автобусы осуществляющие организованные перевозки групп детей, чья конструктивная максимальная скорость превышает 60 км/час.
-
Автомобили перевозящие опасный груз, вне зависимости от класса опасного груза.
1. Автобусы. Требование об оснащении автобусов для перевозки детей было введено с 10.09.2010 года Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств, утвержденным Постановлением Правительства № 720 от 10.09.2009 года (далее ТР 720). Ныне данный документ утратил свою силу, однако его место занял Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств Таможенного Союза (далее ТР ТС 018/2011), который вступил в силу с 1 января 2015 года и стал приемликом предыдущего технического регламента. Не смотря на то, что ТР 720 утратил свою силу в настоящее время, однако к транспортным средствам произведенных после 10.09.2010 года или находящихся в эксплуатации на момент его вступления в силу (10.09.2010г), и их конструкции требования ТР 720 действуют и сейчас, в той части, в которой не противоречат ТР ТС 018/2011.
Тот факт, что требования о наличии устройства, оформлены п.
1.16.1.2 приложения №6 ТР 720, а также в соответствии с пунктами 1, 2, 12 (3) ТР
720, наличие устройства ограничения скорости на автобусах, перевозящих
организованные группы детей, чья конструктивная максимальная скорость превышает
60 км/час, обязаны быть оборудованы устройством ограничения скорости (УОС), вне
зависимости от года выпуска автобуса.
2. Автомобили, перевозящие опасный груз. Бытует мнение, что
требования о наличии устройства ограничения скорости на автомобилях, перевозящих
опасные грузы, появилось в 2012 году с вступлением в силу ДОПОГа, как часть
Правил перевозки опасных грузов. Это заблуждение. Начиная с 2012 года появилась
ответственность за отсутствие на автомобиле, перевозящий опасный груз,
устройства ограничения скорости, а вот требование о его наличии появилось 1
апреля 1998 года с вступлением в силу Постановления Госстандарта РФ № 19 "О
совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов". В
соответствии с п. 1 главы II Правил по проведению работ в Системе сертификации
механических транспортных средств и прицепов, утвержденных Постановлением
Госстандарта России от 01.04.1998 № 19 в приложениях 5, 6 к настоящему документу
приведены перечни технических требований, обязательных при выдаче "одобрения
типа транспортного средства" для транспортных средств, предназначенных для
перевозки пассажиров и грузов, изготавливаемых на их базе (шасси) транспортных
коммунальных машин, специальных и специализированных транспортных средств, а
также составных частей их конструкций и предметов дополнительного оборудования.
В соответствии с п. 1.18 таблицы 2 приложения 6 Правил по
проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и
прицепов, утвержденных Постановлением Госстандарта России от 01.04.1998 № 19
транспортные средства для перевозки опасных грузов должны соответствовать
требованиям Правил ЕЭК ООН № 105-03.
В соответствии с п. 5.1.4 Правил ЕЭК ООН №105-04 механические
транспортные средства категорий N2 и N3 должны быть оборудованы устройством
ограничения скорости в соответствии с техническими требованиями Правил № 89. Это
устройство должно быть отрегулировано так, чтобы скорость не могла превысить 90
км/ч, с учетом технического допуска устройства.
Таким образом, для выдачи Одобрения типа транспортного средства (ОТТС),
которое может быть допущено до перевозки опасных грузов, транспортное средство
должно в полной мере соответствовать требованиям Правил ЕЭК ООН № 105-03, и в
частности п. 5.1.4 этих правил, о наличии устройства ограничения скорости.
Сертификаты соответствия или протоколы испытаний по перечню
технических требований (в нашем случае о соответствии Правилам ЕЭК ООН №
105-03), распространяющихся на данный тип транспортного средства должна быть
указана в сводных листах Одобрения типа транспортного средства (п 2.6 главы II
Правил по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных
средств и прицепов, утвержденных Постановлением Госстандарта России от
01.04.1998 № 19).
В связи с тем, что все эти требования касаются только процесса
сертификации транспортного средства, долгое время контролирующие органы не могли
наказывать перевозчика в случае не соответствия транспортного средства,
перевозящего опасный груз Правилам ЕЭК ООН №105-03. Однако с вступлением в силу
ТР ТС 018/2011 с 1 января 2015 года ситуация кардинально поменялась. Теперь, в
соответствии с требованиями к конструкции транспортного средства, предъявляемого
ТР ТС 018/2011, транспортное средство не может быть допущено к перевозке опасных
грузов, если его конструкция не соответствует правилам ЕЭК ООН 105-03 или Главе
9.2 ДОПОГ. Подтверждением соответствия конструкции требованиям законодательства
является Одобрение типа транспортного средства. В случае с перевозкой опасных
грузов, в Одобрении типа транспортного средства, должна присутствовать
информация о подтверждении соответствия транспортного средства Правилам ЕЭК ООН
№ 105-003. В случае отсутствия такого подтверждения соответствия все необходимые
изменения в конструкции транспортного средства (установка УОС, АБС, главного
выключателя аккумуляторной батареи и т.п.) должны быть зафиксированы и внесены в
особые отметки как в ПТС транспортного средства, так и в Свидетельстве его о
регистрации, что в разы облегчает контроль на дорогах инспекторами ГИБДД и
Транснадзора.
Также необходимо помнить следующее. Согласно пункту 23.5 Правил
дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета
Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 (далее -
Правила дорожного движения) перевозка опасных грузов осуществляется в
соответствии со специальными правилами.
Пунктом 3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N
272 (далее - Правила перевозок грузов), перевозка опасных грузов автомобильным
транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в
соответствии с требованиями, установленными приложениями "А" и "B" Европейского
соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30.09.1957 (ДОПОГ)
и настоящими Правилами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.1994 N 76 Россия
28.04.1994 официально присоединилась к Европейскому соглашению о международной
дорожной перевозке опасных грузов от 30.09.1957 (ДОПОГ), правила,
предусмотренные названным соглашением должны соблюдаться на территории
Российской Федерации.
Следовательно, Европейское соглашение о международной дорожной
перевозке опасных грузов от 30.09.1957 (ДОПОГ) в силу части 4 статьи 15
Конституции Российской Федерации с 28.04.1994 является составной частью правовой
системы Российской Федерации.
В соответствии с п. 9.2.5 ДОПОГ автотранспортные средства
(транспортные средства на жесткой раме и тягачи для полуприцепов) максимальной
массой более 3,5 тонн должны быть оборудованы устройством ограничения скорости в
соответствии с техническими требованиями Правил ЕЭК ООН № 89.
Указанные нормы ДОПОГ устанавливают обязанность оборудовать
транспортное средство устройством ограничения скорости при осуществлении
перевозок опасных грузов, но не осуществлять движение по дорогам со скоростью не
выше 90 км/ч. Таким образом,автомобили не оборудованые устройствами ограничения
скорости, соответственно не могут быть допущены к перевозкам опасных грузов, и
не важно, могут ли данные автомобили развивать скорость свыше 90 км/ч или нет.
Существует ошибочное мнение о том, что раз автомобиль не достигает скорости 90
км/ч, то установка устройства ограничения скорости не требуется для допуска к
перевозке опасного груза, что противоречит вышеприведенным правовым нормам,
которые не предусматривают исключений для автомобилей, в отношении которых их
производитель установил максимальную скорость менее 90 км/ч.
Необходимо помнить, что отсутствие устройства ограничения скорости
на транспортном средстве, перевозящим опасный груз, контролирующими органами
трактуется как нарушение Правил перевозки опасных грузом, что в соответствии с
КоАП РФ подлежит наказанию в размере значительного штрафа.